Я не фанат Индии, поэтому никогда там не был и в ближайшее время не собираюсь, но в Катманду я был уже два раза и думаю, что еще буду много раз. Гуляя по Катманду и оглядываюсь по сторонам, я ловлю себя на мысли, что вокруг множество чисто индийских вещей, которые должны бы вроде сильно раздражать, но не раздражают. В Катманду как-то очень быстро начинаешь ко всему привыкать, не замечать торговцев на улицах, встраиваться в хаотичный уличный трафик, есть в местных ресторанах. Не знаю почему это происходит, но я думаю, что это связано с высотой. Высотой самого Катманду (долина Катманду находится на высоте 1300 метров) и высотой Гималай, которые расположены неподалеку. Все мои поездки в Непал были ради гор, ради величественных Гималай, поэтому даже в долине меня не оставляло ощущение присутствия высочайших вершин где-то неподалеку и это все меняло. Идя по Тамелю на завтрак в Hot Breads или на ужин в Yak Restaurant, постоянно встречаешь людей, которые уже приехали из гор (это видно по загорелым лицам) или только туда собираются. В Катманду легко может оказаться так, что за соседним столиком сидит человек, который только что вернулся с Эвереста или может собирается его покорить. В общем все в этом городе пропитано атмосферой гор, этакое непальское Шамони, и для меня это делает огромную разницу и это та причина, почему я не собираюсь в Индию, а в Непал еще поеду обязательно.
Ну хватит лирики, перейдем к делу.
В очередной раз в Катманду были несколько свободных дней, которые мы решили провести с пользой и в очередной раз объехать местные достопримечательности. Мы успели посетить Бодданатх (Boudhanath), Сваямбунатх (Swayambhunath) и Пашупатинатх (Pashupatinath), еще сходили на площадь Дурбар, но фотоаппарат я с собой не брал поэтому про нее писать не буду. Хотели еще съездить в Патан, но всем было лень, поэтому никто не поехал, так что извините 🙂
Но начнем по порядку.

Ступа Бодданатх (Boudhanath)

Боднатх – одно из самых священных мест в Катманду. Ступа находится на окраине города, из Тамеля до нее можно доехать за 250-300 рупий.

1)

Ступа была построена в 6 веке и является одной из самых больших буддийских ступ в мире, также она включена в список всемирного наследия ЮНЭСКО.

2)

Ступа Боднатх (можно и Бодданатх или Боудданатх или Боддинат) является, наверно, самой популярной туристической достопримечательностью Катманду. Вход через главный проход платный (150 рупий), но можно пройти и дворами, никто за руку хватать не будет.

Вокруг Ступы расположено множество магазинчиков с сувенирами, у которых сидят скучающие продавцы или может путники, присевшие отдохнуть по пути из Тибета.

3)

Рядом со Ступой построено множество буддийских храмов, на некоторые можно даже подняться и оттуда откроется вид на всю площадь.

4)

5) Наша команда альпинистов 🙂

На Ступу Бодданатх также можно подняться и обойти ее (обходить следует по часовой стрелке).

6) Вид со ступы.

7)

Вокруг ступы расположены молельные барабаны, раскрутив которые, можно послать молитвы и они будут развеиваться по воздуху. Так все и делают. Считается, что наиболее эффективно это делать на рассвете или закате на 10-ый, 15-ый и последний день лунного календаря.

8)

Небольшое видео площади около Ступы Бодднатх

http://www.youtube.com/watch?v=rVKdgVj1Rj0

9) Ступа Бодданатх

Храм Сваямбунатх (Swayambhunath)

Второй по популярности достопримечательностью Катманду является храм Сваямбунатх (Swayambhunath) или как его еще называют Обезьяний храм. Храм находится на горе и оттуда открывается отличный вид на Катманду. От Тамеля можно или дойти пешком или доехать на такси за 150-200 рупий.

10)

К храму ведут 365 ступеней, а на вершине расположена большая ступа, вокруг которой расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений и тибетское училище.

11)

12)

Храм Сваямбунатх получил название обезьяннего храма так как вокруг него обитает огромное количество обезьян, которые считаются священными. По преданию они появились из вшей бодхисаттвы Manjushree.

13)

14)

15)

16)

Храм Сваямбунатх является одним из старейших религиозных комплексов в Непале и был построен в 5-ом веке.

17)

18)

С вершины холма открывается отличный панорамный вид на Катманду, наверно один из лучших видов на город.

19)

20)

Как и везде в туристических местах не обошлось без лавок с сувенирами, они там повсюду. Помню я в прошлом году долго торговался и за очень дешево (рублей 200-300) купил черно-белую картину одной из самых красивых гор в Непале – Ама Даблам. Потом уже дома купил к ней рамку и вышло, что рамка практически дороже самой картины оказалась, стало как-то стыдно, что так усердно торговался. В общем если хотите приобрести живопись, то ступа Сваямбунатх – это отличное место.

21)

22)

Индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх (Pashupatinath Temple)

Храм Пашупатинатх, наверно, самый неоднозначный храм в Катманду. Дело в том, что в этом индуистском храме проводятся похороны, соответственно по традициям индуизма. Зрелище это не для слабонервных и не все хотят на это смотреть. Я индуистские храмы тоже не очень люблю, но такое экзотическое действие пропустить не хотелось. Вход в храм дорогой – 500 рупий, такси из Тамеля 250-300 рупий.

23)

Храм расположен по берегам реки Багмати, вдоль которой установлены специальные постаменты, на которых проходит обряд кремации. После сожжения тела, останки сбрасывают в реку. На северной стороне моста расположены постаменты для кремации представителей высших каст, а на южной для всех остальных. Еще есть специальный постамент для кремации членов королевской семьи.

Подготовка к кремации

24)

25)

Сначала тело обмывают (не поднимаю покрывало) в геках Багмати, потом несколько раз обносят вокруг специального погребального очага из сложенных бревен и укладывают на него. Погребальный ритуал довольно сложен, правильное его исполнение способствует хорошему перерождению в следующей реинкарнации.

26)

Потом сверху кладут еще бревна и солому и поджигают.

27)

В этот день было много кремаций и весь храм был в дыму. Как только поймаешь себя на мысли, каким воздухом ты дышишь, становится тошно.

28)

29)

Специальный человек следит за тем, чтобы все догорело, а потом сбрасывает останки в реку.

30)

Если кто-то хочет наблюдать обряд кремации в индуизме в живую, то вам пряма дорога в храм Пашупатинатх.

Храм Пашупатинатх является одним из самых почитаемых храмов в Индуизме и посвящен богу Шиве (Пашупати – еще одно имя Шивы). Для поклонения Шиве в Пашупатинатх съезжается много людей из всего Непала и Индии, а в феврале-марте празднуется Маха-Шиваратри — ночь Шивы, на празднование которой, в храме собираются десятки тысяч человек. Браминов, которые проводят службы в храме, называют Bhattas, а главного священнослужителя Храма называют Mool Bhatt. Кстати, уже несколько сотен лет существует традиция по которой служители храма Пашупатинатх назначаются из Южной Индии. В 2009-ом году Маоистское правительство Непала решило изменить эту традицию и назначило непальского брамина, что вылилось в массовые протесты.

Вход в основной храм для неиндуистов закрыт, но можно погулять вокруг, понаблюдать за погребальными церемониями. Около храма дальше вдоль реки расположены дома ожидающих смерти, куда приходят люди, чтобы провести свои последние дни перед смертью. Мы сначала пошли в ту сторону, но быстро развернулись, так как зрелище это еще более отталкивающее, чем кремация.

31)

А кто-то, в такой атмосфере спокойно обедает.

32)

Храм Пашупатинатх – излюбленное место, где собираются Садху. Садху – это отшельники (странствующие йоги), которые отказались от материальных наслаждений и живут аскетами по всей Индии. Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) посредством медитации и познания Бога.
Но в Пашупатинатх было такое ощущение, что главная задача Садху – это показывать асаны и собирать деньги с туристов, причем некоторые пытались делать это достаточно агрессивно. В популярных местах паломничества и туризма, многие нищие, притворяясь садху, зарабатывают таким образом себе на жизнь.

33)

34)

35)

36)

Одним из интересных мест в Катманду является площадь Дурбар (Durbar Square) – так называют все площади, которые расположены напротив королевских дворцов. Но у меня нет фотографий этой площади, поэтому описывать ее я не буду.
Вообще прогулки по Катманду вряд ли могут принести удовольствие или эстетическое наслаждение, особенно когда видишь как непальцы относятся к окружающей среде и особенно к рекам.

Вот например вид с моста на реку
37)

А это вид на другую сторону, один из нас, увидев эту картину, сказал, что больше не будет есть свинину.

38)

Я только во второй приезд узнал, что в Катманду, оказывается, есть казино, что совпало с моим желанием поиграть в Техасский Холдем, поэтому сразу после успешного восхождения на Айленд пик, мы поехали в казино. Казино называется “Casino Anna” и находится в отеле Hotel Annapurna. Ермачек Юра рассказывал историю, как российская экспедиция после успешного восхождения на Эверест, поехала в это казино и устроила гонки на велорикшах 🙂 Мы это повторять не стали.
В казино действительно был стол с покером, но только один и совершенно пустой. Не ценят индусы Техасский Холдем, поэтому пришлось идти играть в автоматы (так как рулетку и другие карточные игры не люблю). Вечер для меня оказался удачный и я почти обанкротил казино, потратив 500 непальских рупий, я выйграл 1600, которые в тот же день мы и пропили. А если бы последнее колесико довернулось на полоборота, то я бы выйграл джекпот 🙂

До встречи в Катманду!

ЗЫ: Напоследок фотография витрины в обычном магазине на Тамеле.