Хотелось как-то разнообразить свою программу пребывания в Ливане, особенно в Бейруте и я решил, что неплохо было бы узнать, что такое дайвинг в Ливане, тем более, что Средиземное море прямо так и манило с самого первого дня.
Найти полезную информацию о дайвинге в Ливане не так просто, а найти дайвцентр оказалось еще сложнее, это вам не Таиланд, где для этого достаточно просто пройтись по побережью. Я перерыл весь интернет, пытаясь найти работающие дайвцентры в Бейруте, но у большинства не работали сайты, телефоны не отвечали, а нормальных карт “Как нас найти” ни у кого не было. В итоге, после нескольких часов поиска, выбор пал на Calypso Dive Center, который находится в отеле Mövenpick Hotel and Resort Beirut (кстати, один из лучших отелей в Бейруте прямо на берегу моря). Одна из причин почему я выбрал именно этот дайвцентр состоит в том, что его легко найти (все таксисты знают этот отель, он очень популярный), проходите в лобби отеля, спускаетесь на лифте до бассейна, выходите на улицу, слева от бассейна спускаетесь еще вниз. Там увидите дайвцентр, либо можно спросить, где находится diving club у любого сотрудника отеля.
Народ в дайвцентре дружелюбный (хозяин, все инструкторы и клиенты – ливанцы), познакомился с хозяином и одим из инструкторов, который узнав, что я завтра собираюсь в Сидон, предложил меня бесплатно подвести. В дайвцентре довольно много оборудования для аренды, на вид выглядит не потрепанным. Мне упорно предлагали нырять без гидрокостюма, мотивируя это тем, что море теплое, но я резонно рассудив, что по сравнению с Таиландом мне будет холодно, все-таки одел короткий гидрокостюм и не прогадал, вода была не очень теплой. У дайвцентра есть свой спидбот, на котором можно дойти до всех близлежащих дайвсайтов. Кстати, почти все клиенты дайвцентра, кроме меня и одного француза, были ливанцами.
Мельком прочитав информацию о местных дайвсайтах в интернете, я понял, что основной интерес для дайвинга в Ливане представляют собой затонувшие корабли и подводные лодки (wrecks). В частности, меня заинтересовала французская подводная лодка The Souffleur, так как она находится в непосредственной близости от Бейрута. Также в районе Бейрута есть дайвсайты: AUB Wall, Shark point, The Macedonia (wreck), The Lesbian (wreck), The Tunnels, Sting Ray Reef.
Хотелось охватить как можно больше интересных wreck’ов, но редко наши желания совпадают с нашими возможностями, поэтому, из-за недостатка времени, получилось только нырнуть на двух дайвсайтах.

AUB Wall или AUB Canyon
Первый свой дайв в Ливане я совершил практически сразу как приехал в дайвцентр. Все собирались поехать на ничем не примечательный дайвсайт AUB Canyon, и мне не хотелось упускать даже такую возможность, особенно за вполне приемлемую цену в 35 долларов. Скажу сразу, это был, пожалуй, один из худших моих дайвов, по моей системе оценок, которые я записываю в логбук, дайв получил оценку 1 из 10. Под водой не было абсолютно ничего интересного, кроме одного заблудившегося stingray. Не было ничего, ни кораллов, ни рыб, ни рукотворных сооружений, просто 50 минут плавания под водой. Весь дайв были проблемы с установкой плавучести и только к середине я понял, что у меня пропускает клапан и BCD все время надувается и его постоянно надо спускать. Я потом обратил внимание работников дайвцентра на эту проблему, но, кажется, никто не обратил на это внимание. На обратном пути дайвмастер повторял, что у нас был классный дайв, я еле сдерживался, чтобы не сказать ему, что я на самом деле про это думаю. Если бы не веселая компания и гонки на спидботах, то впечатления были бы еще хуже. Немного разочарованный я поехал домой, в надежде исправить впечатление на следующем дайве на The Souffleur.

The Souffleur
Французская подводная лодка, затонувшая в водах Ливана во время Второй Мировой войны вместе с 50-ью членами команды, является теперь одним из самых известных дайвсайтов в районе Бейрута.

Подводная лодка лежит на боку на глубине 38 метров.

Этот дайвсайт является глубоководным и часто подвержен сильным течениям, поэтому подходит только для опытных дайверов. С нами погружался ливанец со специальными баллонами для глубоководных погружений с высокой концентрацией кислорода (чтобы быстрее проходить декомпрессию), у него оказалась русская жена и он сам немного говорил по-русски. Когда, после погружения, я рассказал ему свои впечатления, он сказал, что надо было погружаться вместе с ним, тем более, что он был один.

Подводную лодку довольно сильно разрушило взрывом торпеды, которая ее потопила.

Рубка

Так как этот дайвсайта находится немного в стороне от Бейрута и надо потратить больше топлива, чтобы до него добраться, цена на него оказалась выше, 50 долларов. При этом хозяин дайвцентра дал мне бесплатно дайвкомпьютер специально для этого дайва.
Сам дайв с самого начала пошел не так, мы спускались по бую (по-другому на такой глубине и с таким течением нельзя) и когда дошли до глубины 20 метров, у одной девушки возникли проблемы и дайвмастер начал всплывать вместе с ней, прождали мы его больше 5 минут – это очень долго на этой глубине, мы просто потеряли это время. Согласно брифу мы должны были проплыть вдоль подводной лодки сначала в одну сторону, а потом в другую, вернуться к бую и начать всплывать. Когда дайвмастер вернулся, мы начали погружаться дальше и наконец-то увидели саму подводную лодку на глубине более 30 метров. Несмотря на то, что все использовали стальные баллоны, которые могут вместить больше сжатого воздуха, кислород быстро заканчивался, но еще быстрее уходило бездекомпрессионное время, поэтому на изучение wreck’а оставалось не больше 20 минут.
Подводная лодка могла бы быть и интереснее, но мое внимание привлекли торпедные отсеки и огромные балоны для сжатого воздуха, которые валялись вокруг лодки. Такие балоны использовались для контроля всплытия и погружения. Еще, по рассказам, не так далеко от подводной лодки мирно лежит на песке одна из торпед.
Из-за того, что не было четкого руководства и направления движения, мы так и не смогли осмотреть всю подводную лодку, и под конец, по моим ощущениям, вообще заблудились. Мой компьютер показывал уже 13 минут декомпрессии (нас предупредили, что мы уйдет немного в декомпрессионный режим на этом дайве, но не на 13 же минут!) и мы начали всплывать. Причем всплывали в открытом пространстве, без буя и без каких либо ориентиров. Так как мы сильно ушли в декомпрессионный режим, то должны были делать больше остановок, но ненадолго задержавшись на 15 метрах, мы продолжали всплывать, причем все это сопровождалось каким-то хаосом. Дойдя, до до глубины 5 метров, мы остановились на стандартную 3-х минутную остановку. Оказавшись на поверхности, мой компьютер показывал 11 минут декомпрессии, я реально забеспокоился, особенно в свете того, что у меня был самолет менее, чем через 24 часа.
В общем, даже этот дайв, который должен был быть очень интересным, оказался смазанным и приправленным негативом. Но несмотря на все проблемы, я оценил этот дайв на 5 баллов из 10.

Расскажу коротко о других дайвсайтах, на которых я не погружался, но которые стоит упомянуть в этом тексте.

The Macedonia
Еще один wreck, который находится в непосредственной близости от Бейрута и доступен для захода прямо с берега. Средняя глубина дайва 12 метров, максимальная 17 метров. The Macedonia – грузовой корабль, регулярно совершавший рейсы в Каир, затонул в райне Рауши в 60-х годах во время шторма. Сам wreck не представляет особого интереса, но он привлекает множество подводной фауны.

The Lesbien
Грузовой корабль, затонувший во время войны в 2-х километрах от побережья. Увидеть этот wreck вам вряд ли удастся, если вы конечно не глубоководный технический дайвер, так как останки корабля лежат на глубине от 60 до 75 метров.

The Tunnels
Находится недалеко от Рауши в 100 метрах от The Macedonia. Средняя глубина 15-20м, подходит для всех дайверов, включая новичков. Дайвсайт представляет из себя трещину в камне, шириной 7 метров и длиной 100 метров, поэтому этот дайвсайт и называют тоннелем.

По информации из интернета, кроме Бейрута, дайвцентры в Ливане есть в таких городах как Джуния, Триполи, Библос и Тир (Сур).

В Джунии, самый известный дайвсайт – это “Alice B”, wreck, затонувший в 80-х годах во время гражданской войны в Ливане и лежащий на глубине 34-38 метров.

В Триполи находятся два известных wreck’а – Torpedo Carrier Boat (его название не известно) и HMS Victoria, но оба они предназначены только для глубоководных технических дайверов, так как лежат на очень большой глубине, первый на 60-ти метрах, а второй стоит вертикально, его корма на глубине 75 метров, а нос на глубине 146 метров.

В Библосе, судя по всему, есть хороший дайвцентр под названием Bubbles – Club for Divers и я почти в нем побывал, во время своего нахождения в этом городе. К сожалению, не владею информацией о каких-либо дайвсайтах в этом районе, но сам город очень приятный для отдыха.

Единственное место, которому я бы дал второй шанс, чтобы исправить мое впечатление о дайвинге в Ливане – это город Тир (Сур). Информации по этим дайвсайтом очень мало и, возможно, я их переоцениваю, но одни только названия могут привлечь внимание: подводный вулкан (Undersea volcano), кратер которого выходит на глубине 38 метров, Римские колонны (Roman Columns) на глубине 2-4 метра, Старый Римский город (Old Roman City) на глубине 16-18 метров, Финикийский порт (Phonician Port) на глубине 15-25 метров. Я давно хотел увидеть древние римские развалины под водой (так и представляю себе множество статуй ценностью не меньше Венеры Милосской) , но сомневаюсь, что там осталось хоть что-то ценное.

Общие впечатления от дайвинга в Ливане оказались смазанны множеством проблем и непрофессионализмом дайвмастеров, как в плане обеспечения безопасности, так и в плане гидства по дайвсайту и показа всего лучшего, что возможно.  Я уже начал думать, что дайвинг в Таиланде не очень хороший и подводная жизнь не такая разнообразная, но по сравнению с дайвингом в Ливане, Таиланд на 100 очков впереди. Но я не могу сказать, что я пожалел, что потратил на это время, в конечном итоге, это стоило того.

ЗЫ: Камеры для подводной съемки у меня не было, а на суши снимать особого смысла я не видел, поэтому моих фотографий в этом отчете не будет. Все подводные фотографии, которые отражают то, что я видел, я нашел на flickr у автора Joi ему идут все credits.